Skip to main contentAccess keys helpA-Z index
BBCRUSSIAN.COM
БИ-БИ-СИ НА ДРУГИХ ЯЗЫКАХ
Украинский
Азербайджанский
Узбекский
Киргизский
Остальные
Обновлено: вторник, 26 февраля 2008 г., 13:53 GMT 16:53 MCK
Телевидение при Путине: от недоверия к любви
Александра Шевелева
BBCRussian.com

Владимир Путин
По мнению наблюдателей новостные выпуски превратились в "видеоблоги" президента
За восемь лет правления Владимира Путина российское телевидение изменилось до неузнаваемости: больше не существует "старого" НТВ, нет ТВ-6, ТВС, с телевидения ушли Леонид Парфенов, Светлана Сорокина, Виктор Шендерович, Елена Масюк, а новостные выпуски превратились, по выражению интернет-пользователей, в "видеоблоги" Владимира Путина и Дмитрия Медведева.

Когда Владимир Путин пришел к власти в 2000 году, Борис Березовский еще владел 49% акций телеканала ОРТ, Владимир Гусинский контролировал НТВ, государству полностью принадлежал лишь РТР, остальные информационные телеканалы не имели существенного охвата аудитории.

Начало эпохи Путина мне хорошо запомнилось: сразу после его первой инаугурации к нам в редакцию приехали автоматчики и поставили всех лицом к стене
Владимир Кара-Мурза, журналист
Одним из итогов первого президентского срока Владимира Путина стало уничтожение "олигархического" телевидения, которое критически оценивало начало его правления, затянувшуюся войну в Чечне и гибель подлодки "Курск".

"Начало эпохи Путина мне хорошо запомнилось, - вспоминает бывший журналист НТВ Владимир Кара-Мурза в интервью BBCRussian.com. - Сразу после его первой инаугурации к нам в редакцию приехали автоматчики, поставили всех лицом к стене, изъяли документы и через неделю арестовали Владимира Гусинского, владельца НТВ".

"Фактор личного риска"

Гусинский был арестован по иску миноритарного акционера НТВ "Газпром-медиа". После трехдневного заключения в Бутырской тюрьме Гусинский был выпущен и покинул Россию, отказавшись от всех акций в СМИ.

В январе 2001 года Борис Березовский продал пакет своих акций ОРТ структурам, близким к Роману Абрамовичу, а в сентябре совет директоров канала уже целиком состоял из представителей государства.

Журналисты НТВ
Часть журналистов НТВ во главе с Евгением Киселевым ушли с телеканала
"В 1999 году Березовский, подчинив себе ОРТ, устроил Владимиру Путину предвыборную кампанию, превратив невыразительного чиновника в национального героя, - говорит директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов в интервью BBCRussian.com. - Сохранить такой фактор личного риска президент позволить себе не мог".

В январе 2002 году было прекращено вещание ТВ-6 Бориса Березовского, на который перешла часть журналистов НТВ во главе с Евгением Киселевым, а в июне того же года из-за банкротства было приостановлено вещание ТВС, который создали те же журналисты.

К Думским выборам 2003 года уже три федеральных телеканала принадлежали государству ("Первый", "Россия" и ТВЦ), а НТВ стал подконтролен Кремлю через медиахолдинг "Газпром-Медиа". В январе 2005 года 89 региональных телекомпаний, которые финансировались из местных бюджетов, стали филиалами государственной ВГТРК.

"Информация заменена пропагандой"

По данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения, 85% россиян узнают новости из передач центрального телевидения.

Телевидение считает, что чем больше показывать президента, тем больше у него сторонников, что, как выяснилось, правда
Ирина Петровская, телекритик
"Мы в Москве переоцениваем влияние альтернативных источников информации, - говорит в интервью BBCRussian.com Алексей Самохвалов, директор Национального исследовательского центра телевидения и радио. - Мы постоянно в интернете, у нас есть возможность слушать независимые радиостанции, а ведь в большей части России никакого "Эха Москвы" не слышно, на газеты мало кто подписывается".

По словам Юрия Власова, члена правления Общества защиты прав потребителей услуг связи и инфокоммуникаций, несколько лет назад во Владимирской области перестала работать ретрансляционная станция, поэтому охват федеральных каналов там не превышает 60% населения.

"Половина моих знакомых из Владимирской области вообще про президентские выборы ничего не знают, - говорит Юрий Власов. - Кто-то знает, что будут выборы, что снова будут Жириновский и Зюганов, а про других кандидатов никто не слышал".

Те же, кто принимает все федеральные каналы, находят мало различий между новостными выпусками "Первого", "России" и НТВ. 67% опрошенных россиян, по данным ВЦИОМа, считают освещение текущих событий на разных каналах все более схожим, но при этом 56% убеждены, что журналисты стали независимее.

По данным мониторинга Центра экстремальной журналистики, примерно 91-93% всего объема политических новостей пяти центральных каналов в марте-мае 2007 года составляли новости о президенте Путине, правительстве и партии "Единая Россия".

"Телевидение считает, что чем больше показывать президента, тем больше у него сторонников, что, как выяснилось, правда, - говорит телекритик Ирина Петровская в интервью BBCRussian.com. - Информация повсеместно заменена пропагандой, доминируют "хорошие" новости, "плохие" новости касаются, в основном, зарубежных стран".

Главная передача страны

По данным TNS Gallup Media, на первом месте по популярности среди информационных программ у российских телезрителей - передача "Время" Первого канала (23% аудитории), на втором - "Вести" телеканала "Россия" (15,5%) , на третьем - "Сегодня" НТВ (15.4%).

В советское время был блестящий пропагандистский механизм, однако это не помогло коммунизму устоять
Владимир Соловьев, телеведущий
Причина популярности прокремлевского "Времени", во-первых, в технических возможностях канала ("Первый канал" принимает 99,4% всех домохозяйств России), во-вторых, в информационной привычке десятилетиями смотреть новости в 21.00 на первой кнопке.

"Большая часть населения, особенно старшее поколение, не способна к самостоятельному интерпретированию новостей, - считает Ирина Петровская. - Программа "Время" в этом смысле идеальна для такого типа сознания: она дает однозначные ответы на очень непростые вопросы, не отделяет факт от комментария, что очень удобно, потому что не нужно шевелить своими извилинами".

По мнению Ирины Петровской, существует "прямое влияние телевизионных новостей на итоги голосований".

Телеведущий НТВ Владимир Соловьев с такой оценкой влияния телевидения не согласен.

"Было бы наивно считать, что только телевидение влияет на политическую жизнь, - говорит Владимир Соловьев в интервью BBCRussian.com - В советское время был блестящий пропагандистский механизм, однако это не помогло коммунизму устоять".

"Неделя с Марианной Максимовской" на частном телеканале РЕН ТВ, одна из немногих программ, в которых можно увидеть разные точки зрения на произошедшие в стране события, собирает не больше 4,3% телезрителей.

"Когда я еду по городу и вижу рекламные баннеры РЕН ТВ с фотографией Павла Астахова [Павел Астахов ведет одну из передач], председателя общественного движения "За Путина", у меня сразу возникают сомнения в оппозиционности этого канала", - говорит тележурналист Владимир Кара-Мурза.

"Цензуры нет"

По словам Алексея Самохвалова, директора Национального исследовательского центра телевидения и радио, "никакой цензуры как таковой на телевидении нет: есть самоцензура редактора".

ТЕЛЕХРОНИКА
2000, июнь - арестован Владимир Гусинского, владелец "НТВ"
2001, январь - Борис Березовский продает пакет акций ОРТ структурам, близким к Абрамовичу
2001, апрель - переход НТВ под контроль "Газпром-медиа"
2002, январь - закрытие ТВ6, на который перешла команда НТВ, по иску пенсионного фонда "Лукойл-Гарант"
2002, июнь - закрытие ТВС распоряжением министра печати Михаила Лесина
2003 . - в номинации "Информационная программа" ТЭФИ побеждают "Новости культуры"
2004 - Леонид Парфенов уволен с НТВ, закрыта "Свобода слова" Савика Шустера
2005, январь - 89 региональных телерадиокомпаний переходят под контроль ВГТРК
2005 - из телеэфира уходят журналисты Ольга Романова (Рен ТВ), Светлана Сорокина ("Первый"), Елена Масюк ("Россия") и др.
"На государственном телевидении нет журналистов: формально, они - государственные чиновники", - считает Олег Панфилов, директор Центра экстремальной журналистики.

Как рассказал BBCRussian.com один из редакторов государственного телеканала, автор новостного текста не получает непосредственных рекомендаций или приказов от руководства: "решающим фактором является самоцензура, собственное осознание автором своих обязанностей, которое появляется вследствие долгой работы в коллективе".

В новостях государственных каналов останки террориста могут называться только "труп" (про хорошего человека скажут "тело"), убийство боевика становится его "уничтожением", а газ, который не только обезвредил террористов "Норд-Оста", а также унес жизни многих заложников, - "спецсредства".

Среди других приемов - умолчание. Так, государственные телеканалы почти не освещали дело тяжело больного топ-менеджера ЮКОСа Василия Алексаняна, не показывали репортажи с "маршей несогласных", а Гарри Каспаров чаще появляется на CNN, чем на российском телевидении.

"Одна из линий формирования мнения через все доступные смысловые программы - презрение к людям, которые исповедуют другие точки зрения: они объявлены маргиналами, фигурами, которые ничего не значат", - говорит телекритик Ирина Петровская.

На вопрос BBCRussian.com, является ли отсутствие оппозиционных политиков на НТВ следствием цензуры, Владимир Соловьев, ведущий НТВ отвечает, что "такие политики как, например, Хакамада или Новодворская - это политики уходящей эпохи".

"Вы выйдете на улицу и спросите: какое количество людей хотели бы видеть Каспарова, Рыжкова или Касьянова на ТВ: вы удивитесь, как не многих интересуют эти люди, - говорит Владимир Соловьев. - Если бы они понимали, чего хочет народ, тогда бы на любой марш собирались бы не такие небольшие группы".


 

Русская служба Би-би-си – Информационные услуги