Главная страница Би-би-си Информационный портал Би-би-си Спортивный портал Би-би-си Всемирная служба Би-би-си Украинский язык Азербайджанский язык Узбекский язык Казахский язык Киргизский язык BBCRussian.com
без графики  |  помощь
Би-би-си - Русская служба
Главная  
Экономика  
Технологии  
Арт-квартал  
Люди  
Альбион  
Пресса  
Форум  
Проекты  
Learn English  
Радио
Передачи  
Частоты  
НовостиЗвуковой файл
РадиусЗвуковой файл
Новый деньЗвуковой файл
Мир сегодняЗвуковой файл
Бизнес-классЗвуковой файл
Уэст-эндЗвуковой файл
СеваоборотЗвуковой файл
Для пользователя
Обратная связь  
О сайте  
Воскресенье, 15 апреля 2001 г., 09:19 GMT 13:19 MCK
Схватка за НТВ
Кукла Владимира Путина
Ни "Куклы", ни "Итого" кремлевских жителей особенно не жаловали
Последние действия нового руководства НТВ привели к тому, чего, по их словам, менеджеры пытались всеми силами избежать, - развала журналистской команды телеканала.

Для либеральной интеллигенции России, которая, пожалуй, была самым лояльным зрителем и самым ревнивым сторонником НТВ, это значительная потеря. И риск тем более серьезен, что новое руководство НТВ может последовать за другими крупнейшими телеканалами и подогнать свои редакционные принципы под основную линию Кремля.

Основанный в 1993 году, канал НТВ сразу же выбился из общего строя советских вещателей, приняв на вооружение политическую сатиру, живое и независимое освещение событий и серьезную телепроизводственную базу.

Непреходящим хитом стало НТВ-шное шоу "Куклы", а солидная еженедельная программа текущих событий "Итоги" с Евгением Киселевым постоянно опережала по рейтингу своих соперников с других каналов. Правда, многие либералы, пожалуй, еще больше "Итогов" любили "Итого" - "информационно-паразитическую" программу, как называл ее автор и ведущий Виктор Шендерович.

Итоги с Евгением Киселевым
"Итоги" Евгения Киселева традиционно обходили в рейтингах своих конкурентов
Объективное освещение НТВ боевых действий в первую чеченскую кампанию 1994-1996 годов дало понять тогдашнему хозяину Кремля Борису Ельцину, что значит настоящая свобода слова и насколько горькой может она быть для власть предержащих.

Однако в том же 96-м, когда грянули президентские выборы, и возвращение коммунистов стало более чем реальной перспективой, телеканал сыграл роль одного из координаторов формирования медиа-пула, выступившего в поддержку Ельцина.

Инструмент и маяк

Как и остальные российские средства массовой информации, НТВ умолчало тогда о втором инфаркте, который перенес Ельцин между первым и вторым раундами президентской гонки.

Это, видимо, было частью сделки, заключенной до недавнего времени владельцем телеканала Владмиром Гусинским, и служит напоминанием о том, что НТВ было политическим инструментом в руках олигарха, что, впрочем, не мешало ему быть маяком журналистской независимости.

Различные силы в России пытались представить битву за контроль над НТВ либо как чисто экономическую (телеканал, мол, переживал серьезные финансовые трудности и был отдан кредиторам за долги), либо как чисто политическую (Кремль якобы пытается заткнуть рот своим критикам).

Но есть и третий элемент: он заключается в том, что шла борьба за власть между Владимиром Путиным и олигархом, не видевшим различий между бизнесом, политикой и журналистикой.

В открытом письме, опубликованным в прошлый понедельник в "Известиях", один из основателей НТВ Олег Добродеев подчерчивал, что телеканал скомпрометировал себя сделками с Кремлем, а когда очередная такая сделка не удалась, попытался представить себя жертвой.

Митинг сторонников НТВ в Петербурге
Поддержку НТВ выразили тысячи россиян
Добродеев (который, кстати, только что объявил о своей отставке с поста руководителя Всероссийской государственной телерадиокомпании) неделю назад обвинил Гусинского в том, что он намеревался предложить Кремлю смягчить освещение событий в Чечне в обмен на облегчение условий выплаты долгов контролируемым государством предприятиям.

Недостатки демократии

Известная политобозревательница Юлия Латынина в публикации в англоязычной московской газете "Москоу таймс" обвинила Гусинского в "активном участии в российском информационном рэкете", который охарактеризовала лозунгом "будь моим другом или я тебя съем".

НТВ, утверждает Латынина, ужесточило критику кремлевских политиков, когда в 1999 году получило отказ на заем государственного банка, и продолжал выдвигать Кремлю ультиматумы даже после того, как провалились люди, на которых ставило руководство телеканала на парламентских и президентских выборах.

В других странах конфликт такого рода был бы решен в суде, и именно в пользу такого решения высказался неделю назад во время своей встречи с Владимиром Путиным в Петербурге канцлер Германии Герхард Шредер.

Однако, как показывает последнее развитие этого кризиса (впрочем, не только этого), в России по-прежнему ощущается недостаток институтов истинной демократии - в частности, судебной системы. Это, кстати, признал даже член совета директоров компании "Газпром-Медиа" Анатолий Блинов, оставивший свой пост в знак протеста против решения одного из судей, который сначала признал собрание акционеров НТВ незаконным, а затем - на следующий день - свое же решение изменил.

Блинов, сам юрист, заявил, что уходит в отставку из-за жесткой тактики, которая была применена в отношении суда, и подчеркнул в интервью "Известиям", что насильственный переход контроля над НТВ "может вызвать массовые акции протеста - не против того, что сделано, а против того, как сделано".

Стивен Малви, Би-би-си

  Поиск по сайту
  

Материалы по теме:

14 04 01 |  Новости
Россия обсуждает НТВ
14 04 01 |  Новости
Журналисты ушли с НТВ

Ссылки:

Би­би­си не несет ответственности за содержание других сайтов
Вернуться Вернуться   Би-би-си - Русская служба
 Пишите нам: russian@bbc.co.uk
© BBC
BBC World Service
Bush House, Strand, London WC2B 4PH, UK.

Новости, аудио и информация на 44 языках