Главная страница Би-би-си Информационный портал Би-би-си Спортивный портал Би-би-си Всемирная служба Би-би-си Украинский язык Азербайджанский язык Узбекский язык Казахский язык Киргизский язык BBCRussian.com
без графики  |  помощь
Би-би-си - Русская служба
Главная  
Экономика  
Технологии  
Арт-квартал  
Люди  
Альбион  
Пресса  
Форум  
Проекты  
Learn English  
Радио
Передачи  
Частоты  
НовостиЗвуковой файл
РадиусЗвуковой файл
Новый деньЗвуковой файл
Мир сегодняЗвуковой файл
Бизнес-классЗвуковой файл
Уэст-эндЗвуковой файл
СеваоборотЗвуковой файл
Для пользователя
Обратная связь  
О сайте  
Четверг, 5 апреля 2001 г., 16:57 GMT 20:57 MCK
'Газпром': тяга к информации
Здание Газпрома
Руководство "Газпрома" пытается расширить границы империи за счет СМИ
В 1997-м году, когда в руководстве РАО "Газпром" впервые проговорились о намерении создать собственную медиа-структуру, передел (точнее первичный раздел) рынка СМИ в России был в самом разгаре.

Нефтяная компания "Лукойл" соревновалась с ОНЭКСИМ-банком в скупке акций газеты "Известия". Тот же ОНЭКСИМ предъявлял права на владение "Комсомольский правдой".

На глазах крепли два медиа-холдинга, поименованные в народе по именам их владельцев - Бориса Березовского и Владимира Гусинского. Свои, т.е., подконтрольные им группы изданий и каналов, уже имели администрация президента и правительство, мэрия Москвы, банки "Менатэп", Инкомбанк", "СБС-агро".

Виктор Черномырдин
"Газпром-медиа" создавался для того, чтобы помочь Черномырдину
Именно в конце 1997-го член правления "Газпрома" и бывший глава администрация Бориса Ельцина Виктор Илюшин заявил о намерении создать новый информационный холдинг - "Газпром-Медиа", который управлял бы пакетами акций, принадлежащими "Газпрому" в средствах массовой информации - федеральных и региональных.

"Газпром", во-первых, стремился снизить расходы на собственные PR-компании (заказывать "своим" дешевле, чем покупать газетную площадь и эфирное время у "чужих"), во-вторых, просто хотел успеть получить хотя бы кусочек из уже надрезанного пирога.

В интересах государства

Виктор Илюшин и стал первым главой "Газпром-медиа", созданного в январе 1998 года с уставным фондом в 20 миллионов рублей. Он сразу же заявил, что холдинг создается "не для ведения пропагандистский войн или политический кампаний, а, прежде всего, в интересах акционеров "Газпрома", из которых главным является государство".

"Газпром-медиа"
Январь 1998: создана компания
Лето 1998: сменилось руководство
Конец 1998: компанию "усыпили"
Май 2000: холдинг возобновил работу
Июнь 2000: Альфред Кох стал директором
Многие российские средства массовой информации усматривали в намерении "Газпрома" создать собственный медиа-холдинг четкую политическую цель: привести к победе на президентских выборах 2000-го года премьера Виктора Черномырдина.

Коррективы внес августовский кризис 1998-го. К лету того же года Илюшина сменил Сергей Зверев, который пришел из группы "Мост", а к концу года "Газпром-Медиа" вообще перестал подавать признаки жизни.

Но в конце мая 2000-го года зампредседателя правления РАО "Газпром" Вячеслав Шеремет принял решение оживить компанию. По времени его "второе рождение" - случайно или нет - совпало с началом обысков силовых структур в офисах "Медиа-Моста" и подконтрольных ему компаний, изданий и телеканалов.

Кох разберется с активами

10 июня генеральным директором холдинга "Газпром-медиа" стал Альфред Кох.

Из первых же его заявлений наблюдатели сделали вывод о том, что возрождение медиа-холдинга оказалось необходимо потому, что кроме принадлежащих РАО средств массовой информации в его владении оказались "многочисленные и разнородные" активы других медиа-компаний.

Их числе - "Медиа-Мост", издательский дом "Семь дней" и НТВ. Холдингу "Газпром-медиа" предстояло разобраться с тем, как воспользоваться этой собственностью.

Альфред Кох
Альфред Кох намерен разобраться с "разнородной" собственностью
Сегодня "Газпром" контролирует газеты "Труд", "Рабочую трибуну" и "Деловой вторник", журнал "Фактор", телерадиокомпанию "Прометей", спутниковую телесеть "АСТ", ряд региональных изданий, число которых, по некоторым оценкам, доходит до сотни.

Судя по приведенным названиям, в основном холдинг контролирует малопопулярные либо ориентированные на маргинальные слои общества СМИ. Они, впрочем, сохраняют традиционную лояльность правящему кабинету.

При этом почти незамеченными прошли сообщения о том, что параллельно своему путепроводу в Западную Европу "Газпром" якобы прокладывал по территории восточноевропейских стран сверхскоростной оптоволоконный кабель.

Если эта информация подтвердится, то "Газпром" может получить возможности, с которыми не сравнится никакая медиа-компания России.

Однако в начале нынешнего марта Счетная палата настоятельно порекомендовала руководству "Газпрома" менее активно инвестировать медиа-проекты. По словам аудитора Счетной палаты Михаила Бесхмельницына, "Газпром" создан для того чтобы проводить разведку, добычу и транспортировку газа, а не для того, чтобы финансировать средства массовой информации.

Владимир Ардаев, Би-би-си, Москва

  Поиск по сайту
  
Вернуться Вернуться   Би-би-си - Русская служба
 Пишите нам: russian@bbc.co.uk
© BBC
BBC World Service
Bush House, Strand, London WC2B 4PH, UK.

Новости, аудио и информация на 44 языках